История изучения заикания в СССР
Учитывая информацию о природе заикания Михаила Ефимовича Хватцева и наши материалы, которые мы получили за 50 лет, но не претендуя на исчерпывающую полноту знаний о заикании, мы считаем, что заикание – состояние речевого аппарата, когда в периферическом речевом аппарате пациента случается судорожность легкой, средней или высокой степени градации, продолжительности, тонической или клонической формы и частоты, возникающие чаще всего как причина невротических и неврозоподобных состояний, или при явлении органических патологий нервной системы. Такое состояние вызывает у многих реактивные наслоения, которые могут быть причиной определенных изменений личности и могут привести к нарушению общению с социумом. Так, у многих заикающихся наблюдается социофобия разной степени тяжести. Сбои в общей и в особенности речедвигательной моторики, определяемые у людей с заиканием многими исследователями, можно изучать как базовый механизм, который является следствием дисбаланса во взаимной иннервации между корой и лимбической системой человеческого мозга.Заикание, усиленное невротической симптоматикой, во многом совпадает с общим клиническим описанием неврозов. Такое видение ситуации с заиканием, видимо, чаще всего допустимо изучать как допустимое, но всегда ставить знак = между «заиканием» и «логоневрозом» нельзя, т.к. в некоторых ситуациях причиной судорожности речевых мышц не является психогения, а этиологией логоневротических нарушений служит не одно заикание, но так и другие речевые нарушения, например ринолалия, дизартрия и так далее. В том вся хитрость, что даже эти нарушения исходя из учения о неврозах, можно рассматривать как логоневроз. В последнее время особенно часто между заиканием и логоневрозом ставится знак равенства, поскольку методология лечения этих нарушений сводится к одному - к восстановлению речевого навыка путем комплексной терапии: логопедии, психотерапии и фармакотерапии.
Существуют резко противоречивые взгляды специалистов на вопросы разделения понятий логоневроз и заикание. Мы попробуем исследовать этот вопрос. Учитывая то, что наши знаменитые психиатры (В.Н. Мясищев, О.В. Кербиков, А.А. Портнов, Б.Д. Карвасарский и др.) обозначали термин "невроз" только для обозначения патологии, связанной с действием психической травмы, постановка знака равенства между заиканием и логоневрозом возможна лишь в тех случаях, когда этиологией заикания является психогенный эпизод, или когда уже закрепившееся нарушение речи, травмируя психику пациента, вызывает у него невротические реакции как вторичные к нарушению речи. Это кажется вполне рациональной позицией. То есть можно смело давать диагноз логоневроз всем подряд с заиканием? Да. В последнее время особенно часто между заиканием и логоневрозом ставится знак равенства, поскольку методология лечения этих нарушений сводится к одному - к восстановлению речевого навыка путем комплексной терапии: логопедии, психотерапии и фармакотерапии. Таким образом, в практике лечения чаще всего между заиканием и логофобией можно поставить знак равенства, и мы тоже в своей работе будем его ставить.
Исследование заикающихся
Ускорение и снижение темпа общей моторики, и то же самое с речевой моторикой могут быть следствием поломки всего комплекса нервной системы. Как мы всегда повторяли и повторим еще - речевое заикание это лишь вершина айсберга многих психопатологий, а местами и соматопатологий. Заикание, например, может существовать на фоне гиперстеническй формы неврастении.При подготовке к изданию книгу «Лечение заикания», мы произвели анализ 659 заикающихся. Из числа числа 86% случаев можно было квалифицировать как логоневроз. 14% составили заикающиеся с ярко выраженными органическими симптомами, в том числе даже заикающиеся со значительны снижением интеллекта. В некоторых случаях заикание протекало на фоне различных форм психотических патологий, например, шизофрении, а также у больных психоневрозами, не знавших о том, что они вообще легко заикаются. Становится очевидно, что на практике понятие «заикание» можно уравнивать с логоневрозом. Оно может включать в себя судорожность разных групп речевых мышц, и решающем большинстве случаев может быть квалифицировано как логоневроз. Чтобы изучить конкретный случай заикания, необходимо диагностировать всю картину заболеваний пациента за всю жизнь, ибо в некоторых случаях стресс-фактор ложится на хорошо "удобренную почву" (по В.Н. Мясищеву), тогда значительную роль здесь играет суть психотравмы, так как, по Ковалеву, психотравма, полученная в раннем детском возрасте, может «звучать» в течение всей взрослой жизни пациента. Мы слышали от родителей заикающихся детей даже о том, что их ребенок испугался телепередачи и начал заикаться. Мы выработали даже целый диагноз, назвав его «телерадиогенией». Термин описывал широкое распространение на Федеральных телеканалах множество насилия, убийств, прочего, что могло испугать ребенка. С другой стороны, в 20х годах 21 века ситуация на ТВ серьезно изменилась и теперь направлена на повышение потребительства и деградирование общества в целом. Как говорил господин Греф, Государству нужны не умные и образованные люди, а лишь "грамотные потребители".
Логофобия при заикании
Говоря о понимании сущности заикания, необходимо несколько несколько ближе коснуться логофобии, которая наблюдается практически у всех наших пациентов с заиканием. Обычно мы диагностируем три уровня логофобии: легкий, средний и тяжелый. Виктор Маркович Шкловский в книге «Заикание» говорит, что не всегда тяжелая степень заикания сопутствует выраженной логофобии. Это полностью согласуется с нашим обширным опытом за 10 лет работы с заикающимися людьми. В настоящее время мы наблюдаем 26 -летнюю девушку, у нее случаются очень редкие запинки, то есть заикание легкой степени тяжести. Но яркие тревожно-мнительные особенности характера личности и сопутствующее наличие истероидных черт рождают условия патологической фиксации внимания на своем почти не различимом заикании. Девушка учится в университете и думает, что в таком состоянии не сможет работать. Сейчас и уже в течение порядка десяти лет мы в большинстве случаев не наблюдаем чистых неврозов в случаях с заиканием и, тем не менее, на большом клиническом материале мы видим все больше пациентов с логофобией с проявлениями психастенической акцентуации характера либо с неврозами навязчивых состояний. Не является удивительным, что человек с тяжелым заиканием проявляет высокую степень логофобии и социофобии. Гораздо удивительнее то, что человек с еле заметным заиканием проявляет очень сильную логофобию и социофобию. Впрочем, здесь тоже нечему удивляться, понимая, насколько травмирующим может быть даже легкая форма заикания, являясь лишь вершиной айсберга этого нарушения речи.Рядом с логофобией идет проблема социофобии. Что такое социофобия, могут понять не только люди с особенно выраженным заиканием - на социофобию и следовательно на логофобию могут жаловаться пациенты с легкой степенью заикания. Социофобия - патологическая, иррациональная тревожность перед обществом. Быть высмеянным кем-либо, стать центром внимания, выступить на публике - сама мысль об этом пугает социофоба. При тяжелой наследственности в анамнезе возможно полное затворничество и другие виды асоциального поведения. Логофобия при заикании может достигать таких значимых величин, что человек может полностью отказаться от устной речи в пользу письменной, что серьезно сказывается на его социальной адаптации, здесь мы можем встречаться с полной социальной дезадаптацией.
Главный вопрос
Главный вопрос философии о первичности материи или сознания был решен Марксом и Энгельсом еще в 19 веке. Кто не знает - первичным является материя, которая создает мозг, в котором появляется (или не появляется) сознание. Аналогично основным вопросом теории и практики психотерапии, тоже уже решенным, считается вопрос о том, что же такое заикание – недостаток речи или заболевание. От решения этого вопроса зависит все, включая выбор методов преодоления этой речевой патологии. Вне зависимости от взглядов псевдоученых и обывателей, которые, однако, очень активны в сфере лечения заикания, мы, основываясь на собственных исследованиях и большом практическом опыте, полагаем, что причина заикания, его механизм, клинические проявления – судорожность речевых мышц, сопутствующие и ритуальные движения, фобии, включая логофобию и социофобию, широкий спектр сопутствующих невропатологий, начиная от детских невротических реакций и заканчивая невротизацией развития, а также отдельные случаи психических заболеваний, включая ОКР у наших больных, позволяют сделать однозначный вывод: заикание является неврологическим, нервнопсихическим заболеванием. Еще раз - заикание не является привычкой, слабостью, складом ума или целенаправленным действием, несобранностью, спешкой, расфокусировкой внимания и так далее. Заикание\логоневроз является заболеванием. Это нужно запомнить раз и навсегда.Полиморфность заикания
Полиморфность заикания обуславливается различными причинами, широким диапазоном нервного и психического фона, а также мало изученных клинических вариантов. Одним из подобных вариантов служит логоневроз, возникающий у взрослого человека на фоне истероидной акцентуации. Очень важно заметить, что речевая патология находится в тесной взаимосвязи с указанными невротическими заболеваниями. Это дает верное понимание особенностей его механизма и течения, а также дает необходимые способы коррекции с участием различных по специализации специалистов. А ведущую роль во врачебной бригаде берет на себя хорошо подготовленный психотерапевт, который может обращаться к логопеду-дефектологу. А еще в настоящие годы значительную роль в изучении личности заикающегося играют клинические и специальные психологи. Сказанное выше подчеркивает комплексную терапию заикания, когда учитываются все особенности нарушения речи в каждом конкретном случае. Разумеется, нельзя забывать фармакотерапию заикания, которую назначает врач психотерапевт.Моменты, вызывающие заикание, различны, они также полиморфны, как и полиморфна этиология психоневрозов вообще (в этиологии заикания стремление к быстрой передаче мысли в речевой аппарат вызывает торможение, а страх является сопутствующим моментом, это совершенно понятно, ибо в детском возрасте испуг является главным мотивом патологической эмоциональной реакции).