Психотерапевт при заикании
Сначала разберемся, какой именно специалист работает с заиканием. Это может быть психотерапевт или психиатр. Только две этих специальности являются врачебными, а специалисты - врачами. Лечит ли психотерапевт или психиатр заикание? Да, лечит.Психотерапевт при заикании пользуется различными направлениями психотерапии. Начнем с того, что психотерапия — это общий термин, который охватывает коммуникацию со специалистом в области психического здоровья о проблемах, страхах, неуверенности, мыслях и идеях. Психокоррекция может быть в форме психоанализа, когнитивной терапии, поведенческой терапии или гуманистической терапии. Во время психотерапии заикания человек узнает больше о своих чувствах, эмоциях, настроении и поведении, связанном с заиканием.
Для психотерапии заикания психотерапевты используют комбинацию нескольких методов психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) — один из наиболее распространенных и эффективных подходов, используемых для лечения заикания у детей и взрослых. В ней применяются специальные упражнения, помогающие управлению эмоций.
Люди, которые заикаются, могут бояться выступать на публике. Это может быть связано с негативными эмоциями, связанными с воспоминаниями о заикании на публике. Подобные ситуации могут вызывать неприятные воспоминания, тревогу, страх и даже стыд. «Люди будут смеяться надо мной», «люди будут много думать обо мне», «они будут думать, что я глупый»… такие мысли могут довольно часто приходить вам в голову, если вы заикаетесь. Коррекция такого состояния должна облегчить выраженность заикания.
Заикание приводит к большему эмоциональному смятению и физическому напряжению говорящего, что делает его еще более склонным к заиканию при разговоре. В качестве альтернативы они могут компенсировать это, ведя себя как интроверт, стараясь не говорить или избегая общественных собраний и речевых ситуаций в целом. Заикающиеся часто оказываются в порочном кругу негативных разговоров с самим собой, бесполезных методов преодоления трудностей и эмоциональных потрясений, которые усиливают тревогу при разговоре, а не уменьшают ее. Психотерапия или психологическое консультирование могут помочь человеку, который заикается, справиться с такими проблемами.
Психотерапия заикания у взрослых
В психотерапии профессионал помогает клиенту исследовать возможные связи между его действиями, мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и физиологическими реакциями. Клиентам станет определить, какие механизмы преодоления являются нездоровыми, и развить новые навыки для управления своим поведением, связанным с заиканием . Лечит ли психотерапевт заикание? Да, психотерапия является одним из важнейших звеньев лечения заикания наряду с логопедией и фармакотерапией.Хороший терапевт никогда не будет решать за клиента или осуждать его. Психотерапевт будет только чутко слушать и давать эмоциональное подтверждение, чтобы клиент мог делать свои собственные выводы. Самым главным инструментом психотерапевта будет метод когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ).
На протяжении всей жизни мы оказываемся в многочисленных «мыслительных ловушках». Это бесполезные шаблоны, которые мы разработали, чтобы найти смысл в нашей борьбе. Например, вы можете полагать, что заикание полностью находится под вашим контролем, и вы заикаетесь, когда боитесь или беспокоитесь. Эти бесполезные мысли и убеждения по поводу заикания возникают не только из предвосхищающего страха перед заиканием, но и подпитывают социальную тревогу, которая усугубляет заикание.
Когнитивно-поведенческая психотерапия заикания может помочь вам освободиться от этого бесполезного шаблона мыслей. С каждым сеансом вы сможете определить, проверить и, в конечном счете, не дать мысленной ловушке завладеть вашей уверенностью.
Отзывы о лечении заикания с помощью психотерапии показывают некоторые из бесполезных моделей мышления, которые подростки и взрослые, страдающие заиканием, идентифицируют во время терапии:
- Чтение мыслей.
Для заикающихся довольно часто предполагается, что они знают, что думают другие люди. Мы быстро верим, что люди будут меньше думать о нас, если мы будем заикаться во время разговора. По правде говоря, мы не можем читать чьи-то мысли. Возможно, вы сможете прочитать их выражения и жесты. Однако ваше суждение о человеке может быть омрачено вашими эмоциями, связанными с подобными обстоятельствами в прошлом. КПТ может помочь вам отличить предполагаемую реакцию от реальной реакции ваших слушателей. - Катастрофизация.
Бывают моменты, когда вы чувствуете, что мир подходит к концу или случится самое худшее, если вы заикаетесь. Это происходит, когда другие возможности кажутся слишком надуманными. Также возможно, что вы катастрофизируете, потому что считаете, что больше не заслуживаете хороших вещей в жизни. Психотерапия заикания может помочь вам исследовать различные другие позитивные фантазии и возможности, которые вы, возможно, не в состоянии увидеть самостоятельно прямо сейчас. - Выборочная фильтрация.
Вы склонны зацикливаться на словах, которые повторяли или блокировали, но забываете о других, которые произнесли плавно. Легче запоминать негативы и преувеличивать их, но постоянно фокусироваться на позитиве не так просто. Хороший консультант-психолог или терапевт поможет вам развить вашу устойчивость и изучить положительные качества, которые у вас уже есть внутри. С небольшой помощью вы сможете сосредоточиться на положительных аспектах своей речи, восстановить уверенность и закрепить навыки формирования беглости речи, которые вы изучаете на занятиях с логопедом. - Излишнее обобщение.
Вы можете делать радикальные выводы на основе одного события. Например, глядя на ситуацию, вы можете счесть ее «полной неудачей», потому что дважды заикались. Однако это далеко от истины. Возможно, вы свободно говорили на протяжении 90% разговора и заикались только на 8-12 словах. Это не определяет успех или неудачу разговора. Может быть, вы неспособны воспринять это прямо здесь и сейчас. Тем не менее, при регулярной психотерапии ваш психотерапевт может помочь вам по-новому взглянуть на подобные ситуации в будущем.
Психотерапия заикания у подростков
Психотерапия логоневроза у подростков в возрасте от 14 лет и старше мало чем отличается от лечения логоневроза у взрослых. Здесь снова мы работаем с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии над иррациональными или ложными убеждениями подростка.Помимо психотерапии заикания важно подключить к работе логопеда. В традиционной логопедической психотерапии заикания компонент консультирования фокусируется на изменении реакции клиента на заикание. Традиционные протоколы лечения включают попытки изменить черты заикания, когда человек начинает заикаться. Подростков учат говорить в более расслабленном режиме; их учат пытаться «скользить» через блоки, как только они начинаются, кроме того их учат намеренно заикаться, чтобы более прямо и целенаправленно противостоять своему расстройству.
Подростки сильнее подвержены стрессу от логоневроза в силу живой вовлеченности в подростковые коллективы. Подростка с заиканием могут подвергать психологическому насилию в школе, на улице, поэтому задачей психотерапевта будет не только работа над самим заиканием, но и работа по повышению самооценки, по снижению неуверенности в себе, психотерапевт должен научить подростка гармоничному взаимодействию с социумом.
Психотерапевт должен научить подростка избавиться от иррационального страха речи в том числе путем встречи с ним. То есть следующим шагом будет совершение сотен телефонных звонков, отработка вновь приобретенных речевых навыков, обзвон местных предприятий и задавание таких вопросов, как «Во сколько вы закрываетесь?» прежде чем перейти к более длительным телефонным разговорам с друзьями.
Теперь давайте сконцентрируемся на уровне отношений или чувств, поскольку именно здесь роль психотерапии проявляется наиболее заметно. Можно сформулировать несколько конкретных принципов психотерапии подростка с акцентом на уровне чувств, чтобы избавить его от вины, связанной с заиканием:
- Создайте отношения и атмосферу, в которой он сможет выразить все, что чувствует, без предварительной цензуры. Здесь нужно помочь ему понять, что он никогда не ошибается на уровне чувств. И напротив, на уровне действия у него есть ответственность и выбор.
- Сделать заикающегося как личность центром психотерапии заикания, а не просто немедленное подавление частоты заикания. Здесь нужно помочь человеку реализовать свой потенциал роста, развития и самореализации.
- Начните с того, где находится заикающийся, а не там, где находится врач. Если он напуган или чрезвычайно боится признаться в своих страхах или чувствует себя виноватым из-за них, дайте ему достаточно свободы действий, чтобы он чувствовал себя комфортно.
- Уважайте чувства заикающегося подростка — вину, стыд, страх или гнев — как имеющие внутреннюю значимость с точки зрения той обусловленности, с которой человек столкнулся в жизни.
- Помогите ему понять, что чем больше вины, стыда и ненависти он придает своему заиканию, тем больше он будет сдерживаться и тем больше вероятность того, что он будет заикаться. Помогите ему исследовать, поделиться и уменьшить эти негативные эмоции.
- Работайте здесь и сейчас. Подчеркивайте возможности будущего, а не ошибки прошлого. "Куда мы отправимся отсюда? Какие варианты поведения доступны? Что я могу сделать в этот момент?» Это вопросы, которые куда-то ведут. Такие вопросы или утверждения, как «Если бы я только не сделал этого», или «Я бы хотел, чтобы это произошло по-другому», или «Я неудачник», или «Почему у меня всегда что-то идет не так?» склонны вести в никуда.
- Дайте заикающемуся понять, что вас интересует больше, чем просто логоневроз, что вы интересуетесь им как личностью. Познакомьтесь и поймите заикающегося подростка как личность настолько тщательно, насколько сможете. Ему будет лучше, если он почувствует, что вы заботитесь о нем и его чувствах, что вы на его стороне, независимо от того, успешен он или неудачлив в глазах общества, и что ваша эмоциональная поддержка безусловная.
- По мере того, как подросток будет избавляться от чувства стыда, вины, разочарования и отчаяния, помогите ему подготовиться к вероятности того, что прогресс и окончательное выздоровление от заикания могут оставить у него другие проблемы, с которыми ему придется справляться. Возможно, придется изменить свое мнение о том, что заикание было единственным препятствием на пути к успеху; он может обнаружить другие проблемы, наряду с недавно осознанными проблемами.
- Остерегайтесь вины, вызванной психотерапией, и, по крайней мере, будьте в состоянии распознать ее, даже если вы не можете полностью предотвратить некоторое развитие чувства вины в ходе терапии. При такой проблеме, связанной с привычкой, как заикание, обычно случается так, что заикающийся обнаруживает, что после того, как он покатился по инерции или погряз в новообретенной беглости речи, к нему явно возвращаются чувства и поведение, которые, как он думал, он победил (закон привычек Йоста). Если не практиковать постоянно какое-то время, вновь приобретенные реакции исчезают быстрее, чем старые и более устоявшиеся модели реакций. С рецидивом приходит чувство вины, но клиент может быть готов к такой возможности и может восстановить свое улучшение с помощью методов, которые он использовал во время терапии.
- Каждого клиента следует поощрять к развитию инициативы и независимости от психотерапевта, чтобы он мог со временем научиться становиться собственным клиническим ресурсом. Психотерапевт может помочь заикающемуся перейти от ранней зависимости к более поздней независимости.
- Воспитание независимости – это не то же самое, что отказ от подростка, и заикающийся всегда должен свободно обращаться к врачу, если возникают новые проблемы или если ему нужно освежить свои знания в решении старых.
- Заикающегося не следует исключать из психотерапии в тот момент, когда он начинает говорить свободно или более свободно, чем раньше. Стабилизация в течение значительного времени после первоначального улучшения обычно необходима, чтобы сохранить успехи, достигнутые во время терапии, и сохранить постоянный интерес к человеку и тому, что он делает со своей жизнью после улучшения или выздоровления от заикания.
Психотерапия заикания у детей
Традиционная психотерапия у детей до 14 лет, страдающих заиканием, направлена на предоставление набора инструментов и стратегий, которые ребенок может использовать для управления своей речью, которые могут сочетаться с идентификацией мыслей и эмоций, связанных с заиканием. Терапия, направленная на то, чтобы помочь детям идентифицировать свои мысли и чувства и помочь им понять взаимосвязь между познанием и эмоциями, может оказать важное влияние на детскую речь даже в раннем возрасте. Появляется все больше данных об использовании когнитивно-поведенческой терапии заикания (КПТ) у детей в качестве рекомендуемого вмешательства при ряде психических расстройств, в том числе при заикании.КПТ — это совместный подход, в котором ребенок и психотерапевт работают вместе, так что ребенок чувствует свою ответственность за процесс на протяжении всего процесса психотерапии. Ребенок и терапевт вместе составляют повестку дня для каждой сессии, планируют домашние задания и вместе решают проблемы. Затем ребенок пересматривает и размышляет о терапии и решает план на будущее. Нормируя будущие неудачи, ребенок может подготовиться к ним и не быть подавленным столкновением с препятствиями. Им можно помочь определить свои навыки и способности справляться с трудностями и разработать план действий после терапии, чтобы продолжать укреплять и поддерживать уверенность в себе, выработать навык независимого преодоления трудностей, решение проблем и устойчивости.
Полезной аналогией для детей, демонстрирующей естественные колебания прогресса психотерапии, является катание на американских горках или игра «змеи и лестницы», чтобы определить неудачи, с которыми можно столкнуться (змеи), и помочь им определить конкретные стратегии выживания, которые можно использовать в более сложных ситуациях (лестницы).
Полезные вопросы, помогающие детям разработать личный план действий, могут включать: что было самым полезным или важным из того, над чем я работал?; чем я доволен?; что я сделал, чтобы это произошло?; что я буду делать, чтобы все продолжалось?; что я буду делать или говорить себе, когда дела идут не так хорошо или когда я теряю уверенность?; какие новые навыки я получил для решения проблем? и как можно опираться на то, что я узнал?
Терапевт может сначала ввести когнитивную модель внимания к эмоциям детей. Это позволит детям распознавать свои чувства, нормализовать свой опыт и начать бороться с типичными негативными циклами мышления, которые могли развиться. Дети, как правило, замечают свои эмоции и изменения в настроении с большей легкостью, чем они способны идентифицировать конкретные когниции (умственные установки). Эмоциональное распознавание может быть введено с помощью таких действий, как: диаграммы эмоций/флэш-карты (с изображением диапазона положительных и отрицательных эмоций), игры с парами эмоций, определение чувств персонажей в рассказах и фильмах и действия по дифференциации, например, определение мыслей и чувств. Основы истории можно использовать, чтобы помочь детям идентифицировать мысли и чувства вымышленного персонажа, путем завершения истории, которая воспроизводит сценарий, переживаемый ребенком. Например, ребенок может закончить рассказ о другом заикающемся ребенке, которого попросили принять участие в школьном спектакле. Это выводит проблему за пределы самих себя, тем самым позволяя детям более легко получить доступ к своим собственным мыслям и чувствам по поводу ситуации.
В целом, психотерапия заикания у детей должна быть индивидуализирована, чтобы соответствовать интересам, опыту и уровню развития ребенка, чтобы гарантировать, что концепции понятны и доступны, а деятельность увлекательна и мотивирована. Поэтому важно, чтобы терапевт продемонстрировал гибкость и творческий подход в психотерапии.
Психотерапия заикания у дошкольников
Среди концептуальных позиций современных исследований в области психолого-психотерапевтической помощи детям от 3 лет основной моделью изучения и воздействия для психотерапевтов остается диада «мать – дитя». То есть мать должна быть полностью вовлечена в ход психотерапии и должна оставаться главным действующим лицом всего процесса психотерапии.Психотерапия у детей при лечения заикания - очень трудный и ответственный процесс, важную роль в котором, как уже сказано выше, играет родитель. Родители, сами того не осознавая, могут делать ребенку хуже, пытаясь ему помочь. Например, ребенок, который собирается заказать себе еду в ресторане, может чувствовать тревогу и предсказывать, что произойдет заикание, что приводит к усилению напряжения. Когда его мать наблюдает за этим, ее собственные опасения могут усилиться, поскольку она тоже предсказывает негативный исход. В результате ребенок может с трудом говорить, а его мать может вмешаться, чтобы «спасти» его, в результате чего негативное мышление ребенка усиливается. Намерения матери состоят в том, чтобы поддерживать своего ребенка, но она может непреднамеренно помочь ему увековечить патологический образ мышления и усилить заикание.
Нужно использовать визуальные методы , чтобы помочь детям получить доступ к познанию, например, при заполнении «пузырей мыслей» для персонажей рассказов или мультфильмов и двигаться к самоидентификации мыслей, заполняя свои собственные «пузыри мыслей», например, откуда происходят соматические изменения (например, «о чем говорит мое учащенное сердцебиение?»). Также можно использовать «цветочный сад мысли», в котором ребенку предлагается нарисовать ситуацию, которая вызывает негативную эмоцию (земля), изображая мысли (стебель) и чувства (лепестки), вырастающие из почвы.
В первую очередь нужно помочь детям оценить интенсивность своих позитивных или негативных эмоций, задавая вопросы, например: «Когда это чувство было в худшем случае, насколько сильно это было?», «насколько вы нервничали/смущались в то время?». Для детей младшего возраста для количественной оценки своих эмоций можно использовать визуальную поддержку, например шкалу беспокойства в виде рисунка, наполнение чашек водой, термометр для чувств, светофоры для чувств или надувание воздушных шаров. Эти действия переводят абстрактную концепцию в более наглядное и конкретное понятие, которое может быть более доступным и мотивирующим для ребенка.
Это также может выступать в качестве базовой меры изменения психологического состояния: детей знакомят с концепцией эмоций, чтобы помочь сдвинуть мышление с поляризованного (например, злого или спокойного) и внести изменения в интенсивность эмоций. Помогая детям стать более искусными в выражении своих чувств и эмоций, мы помогаем им становиться менее чувствительными к негативным эмоциям. Впоследствии, если дети труднее эмоционально возбуждаются, в результате их беглость речи с меньшей вероятностью будет нарушена.