Что такое латерализация
Мы видим, что многие центры мозга, отвечающие за речь, расположены симметрично в полушариях мозга, то есть речевая функция в некотором смысле дублируется. Однако в случае с речью происходит не просто дублирование, а специализация, то есть параллельные центры полушарий начинают работать по-разному. В результате наблюдается межполушарная асимметрия, или латерализация, которая позволяет выполнять более сложные функции. Латерализация формируется до окончания подросткового возраста.
Поражение левого полушария (у правшей) до 12 лет может не влечь за собой нарушений речевой деятельности, характерных для сходных травм у взрослых, поскольку к этому возрасту процесс разделения речевых функций между левым и правым полушариями еще не закончен. В том числе поэтому дети до 12 лет поддаются восстановлению речи быстрее — структура речевой функции остается лабильной, пока не закончена латерализация.
У правшей речевые центры левого полушария преимущественно осуществляют синтез речи, а правого — влияют на невербальную составляющую речи (выражение лица, жестикуляция, язык тела и т.д.). У левшей соответственно наоборот. [3]
Подробнее о латерализации
Речевые области левого полушария необходимы для синтаксического и семантического анализа. Модель двойного пути [5] предсказывает левостороннюю обработку сегментарной, или линейной информации (гласные и согласные, слоги, слова) и правосторонний анализ надсегментарной, или нелинейной информации (интонации, ритм, ударения).
Поскольку линейная и нелинейная информация развиваются в разных временных рамках (смотрите рисунок ниже), латерализация слухового анализа в отношении спектрально-временных или быстрых/медленных модуляциях составляет часть латерализации [6]. Обратите внимание, что латерализация относительна, и все теории включают тесное взаимодействие между обоими полушариями [7].
Более сильное вовлечение левого полушария в синтаксический и семантический анализ показывает критическую роль левого полушария для языковых функций.
Набросок временных рамок, необходимых для восприятия речи.
Наименьшим лингвистическим сегментом является является фонема, которая воспринимается на скорости около 10 мс. Слоги и слова составляют ядро лексико-семантической декодировки речи. Синтаксис и просодия действуют на уровне фраз и предложений, длительность которых может составлять несколько секунд. Намерение говорящего (прагматика) развивается в различных временных рамках, начиная от одиночных вокализаций и заканчивая сказками и рассказами.
Обратите внимание, что компоненты под временной шкалой (синие) доступны также доязыковому младенцу. Остальные компоненты (красные) полностью доступны только при достижении определенной языковой компетенции. У владеющего языком взрослого все эти уровни взаимодействуют между собой в процессе коммуникации.
История вопроса
В начале двадцатого века многие педагоги и врачи разных стран считали, что левши чаще проявляют умственные и когнитивные нарушения. Чтобы уменьшить этот риск, они выступали за «переобучение» левшей, чтобы они стали правшами. Используемые методы часто были мучительными, включая телесные наказания, связывание левой руки ребенка для его обездвиживания и унижение сопротивляющихся детей. Психоаналитик Абрам Блау, главный психиатр Совета по образованию Нью-Йорка, резюмировал взгляды сторонников переобучения в своей влиятельной книге 1946 года «Мастерская рука: исследование происхождения и значения левостороннего и правостороннего поведения», предупреждая, что переобученные дети-левши рискуют получить серьезные и пожизненные умственные и когнитивные нарушения.
Ко второму десятилетию ХХ века, отвергая предостережения сторонников переобучения, противники заподозрили, что переобучение левшей имеет негативные последствия, особенно заикание. В своем широко используемом учебнике 1914 года «Гигиена школьника» психолог Стэнфордского университета Льюис М. Терман (1877–1956) пришел к выводу, что от трети до половины всех случаев заикания среди школьников являются результатом попыток превратить детей-левшей в детей-правшей.
Утверждениям Термана поверили два влиятельных исследователя из Университета Айовы, психиатр Сэмюэл Торри Ортон (1879–1948) и психолог Ли Эдвард Трэвис (1896–1987). С конца 1920-х до 1950-х годов Ортон, Трэвис и их ученики опубликовали серию статей и книг, связывающих этиологию заикания с переобучением. Как и Ортон, Трэвис идентифицировал типичного заикающегося как прирожденного левшу с доминированием правого полушария мозга, который в раннем возрасте был вынужден писать правой рукой. Эта переподготовка, по словам Трэвиса, служила для укрепления «от природы более слабого левого полушария его мозга до тех пор, пока одно полушарие не станет равным или почти равным по силе другому». Однако, предупреждал Трэвис, «половина мозга должна находиться под полным контролем. Если есть равное доминирование, мы имеем заикающегося, который заикается при любых условиях».
«Только одна половина мозга должна полностью доминировать. Если есть равное доминирование, мы получаем заикающегося, который заикается при всех условиях»
Взгляды Трэвиса были поддержаны и расширены его учеником Брингом Брюнгельсоном (1892–1979. Брюнгельсон пришел к выводу, что заикание связано с «амбидекстрией у некоторых людей... из-за склонности к леворукости, не полностью реагирующей на тренировку правши», потому что ни одно из полушарий не проявляло доминирования.
В то же время, в 1938 году преподаватель Университета Северной Каролины К.С. Гаррисон процитировал результаты четырехлетней «кампании по «излечению» леворукости» государственных школ Нью-Джерси, в ходе которой «количество левшей сократилось с 250 до 66 случаев. ” По словам руководства школы, «не возникло ни одного дефекта речи».
Причиной заикания, писал Гаррисон, было не переобучение, а скорее «нервное состояние ребенка и методы, используемые для переучивания»
Некоторые специалисты предположили, что обратное переобучение с правой на левую руку может вылечить заикание. В 1935 году опубликовали подробные отчеты о 16 заикающихся, 14 из которых были естественными левшами, которых заставили писать правой рукой. Все 16 вернулись к письму своим естественным почерком, и, по словам авторов, их заикание либо прекратилось, либо значительно снизилось. Другие исследователи, в том числе Ортон, сообщили об аналогичных выводах. Анализируя последние два десятилетия исследований «изучения рукости и ее связи с речью», известный лондонский невролог У. Рассел Брэйн (1885–1966) сообщил в 1945 году, что «имеются значительные доказательства корреляции заикания с аномалиями ведущей руки». [4]
Как определить ведущую руку?
В мире мало 100% правшей и 100% левшей. Все люди обычно проявляют смешанную латерализацию, определение ведущего полушария чаще всего частичное, а не абсолютное. А теперь перейдем к исследованиям.
Исследование 1. Латерализация при письме
Чтобы изучить долгосрочные последствия смены рук, мы изучили функциональную нейроанатомию почерка у 11 взрослых «обращенных» левшей и 11 правшей того же возраста. Все участники с раннего детства использовали для письма исключительно правую руку. С помощью позитронно-эмиссионной томографии с оценивали изменения регионарного мозгового кровотока, в то время как участники многократно писали стереотипное слово правой рукой. Кинематика почерка не отличалась у переученных левшей и правшей. У врожденных правшей почерк вызывал преобладающую левополушарную активацию теменных и премоторных ассоциативных областей.
Напротив, переученные левши продемонстрировали более двусторонний паттерн активации с отчетливыми очагами активации в правой латеральной премоторной, теменной и височной коре. Более того, очаги в правой ростральной дополнительной моторной зоне и правой нижней теменной дольке продемонстрировали положительную линейную зависимость между степенью «левшества» и региональном мозговым кровотоком при правостороннем письме.
На функциональную активность в первичной сенсомоторной коре та или другая спецификация ведущей руки не влияла. Наши результаты свидетельствуют о сохраняющихся различиях в функциональной нейроанатомии почерка между правшами и обращенными левшами, несмотря на десятилетия праворукого письма. Активация правого полушария у переученных левшей, гипотетически, может отражать подавление нежелательных движений левой рукой. [1]
Вывод: у переученных с правой на левую руку при письме мозг ведет себя иначе, чем мозг правшей, - помимо левого активно включается еще и правое полушарие.
Исследование 2. Латерализация при речевой активности
Один из основных выводов нашего исследования заключался в том, что группа лиц с тяжелым заиканием продемонстрировала противоположную картину полушарной асимметрии, чем группа лиц с легким заиканием и людьми с нормальной речью.
Исследование людей с тяжелым заиканием показало, что при обработке речевой активности преобладало правое полушарие. Чем тяжелее заикание, тем активнее было правое полушарие и тем менее активно левое полушарие. Напротив, картина полушарной асимметрии в случае с легким заиканием была сходна с таковой у людей с нормальной речью. Люди с легким заиканием, как и люди с нормальной речью продемонстрировали доминирование левого полушария в речевой активности. [2]
Вывод: при тяжелом заикании правое полушарие играет решающую роль в речи, вне зависимости, заикающийся левша или правша. Существует связь между тяжестью заикания и функциональной латерализацией полушарий. До настоящего времени литература по полушарной асимметрии не приводила никаких исследований по дифференциации между легким и тяжелым заиканием.
Выводы.
Хотя большинство экспертов больше не видят прямой причинно-следственной связи между переключением рук и заиканием, они, тем не менее, выступают против принуждения левшей переходить на правостороннее письмо. Несмотря на «ранние и впечатляющие статистические отчеты», психолог Лорен Джулиус Харрис в 1990 году пришел к выводу, что доказательства того, что переобучение вызывает заикание, были слабыми. Тем не менее, он признал, что мы «знаем по этому вопросу немногим больше чем в 1930-х годах»[4]
Источники информации:
1) Long-term consequences of switching handedness: a positron emission tomography study on handwriting in "converted" left-handers/Hartwig R Siebner 1, Claus Limmer, Alexander Peinemann, Alexander Drzezga, Bastiaan R Bloem, Markus Schwaiger, Bastian Conrad
2) Brain lateralization and severity of stuttering in children Elibieta Szelq, Danuta Garwarska-Kolek , Anna Herman and Janina stasiek
3) https://demosfen.org/zaikanie
4) press.jhu.edu/newsroom/stuttering-and-retraining-left-handed-children-mid-century-us
5) (Friederici и Alter, 2004 г.)
6) (Poeppel et al., 2008)
7) (Friederici et al., 2007)