Стрептококковая инфекция связана с заиканием у детей
Заикание — это многофакторное нарушение произношения, которое выражается в частых удлинениях, повторениях или блоках произносимых звуков. Наиболее распространенной формой заикания является заикание, связанное с развитием, которое впервые проявляется в детстве. [1] От 80% до 90% случаев заикания, начинается в возрасте до 6 лет, и это состояние затрагивает приблизительно 5% детей. [2] Заикание — одно из самых известных нарушений речи, но лежащие в его основе неврологические механизмы все еще обсуждаются. Помимо генетических компонентов, существуют также существенные негенетические факторы. [3]
Гипотеза взаимосвязи инфекции и заикания
Это исследование предполагает, что инфекция бета-гемолитическим стрептококком группы А (GABHS) была существенной неотъемлемой причиной заикания до середины 1900-х годов, когда в 1943 году был открыт пенициллин. [4] Основная теория идентичности заключается в том, что заикание связано с аутоиммунным ответом на инфекции верхних дыхательных путей, направленным на определенные молекулы, например, в базальных ганглиях. [5] Это исследование также предполагает, что инфекции GABHS, возможно, продолжали способствовать заиканию в некоторой степени и до настоящего времени, хотя и более необычно. Если это так, первоначальная диагностика таких пациентов будет иметь значение. Дети-пациенты, страдающие от немедленного приступа заикания после инфекции верхних дыхательных путей, могут быть особенно важны для оценки возможной инфекции GABHS (бета-гемолитическим стрептококком группы А).
Основные причины этой теории исходят из 3 положений. Во-первых, информация, содержащаяся в медицинских документах 1930-х годов, убедительно свидетельствует о том, что существовал 1 тип медицинской проблемы, в частности, связанный с возникновением детского заикания с неожиданной частотой, а именно инфекции верхних дыхательных путей GABHS. [6] Заикание имеет много общего с синдромом Туретта — оба начинаются в детстве, имеют соотношение мужчин и женщин 4:1, имеют тенденции к нарастанию и убыванию, ухудшаются из-за тревоги, сочетаются с тиковыми движениями, предполагают пороки развития базальных ганглиев мозга, состояние ухудшается под агонистами дофамина, и напротив, состояние смягчается антагонистами дофамина. [7] Целью данного исследования было изучение связи между серологией стрептококков и заиканием у детей.
Методы исследования
Мы провели это исследование в отделениях детской и подростковой психиатрии и оториноларингологии двух специализированных больниц: городской больницы Османгази и городской больницы Эскишехир в Эскишехире в 2020–2021 годах. Это исследование было одобрено этическим комитетом университета. Исследование проводилось в соответствии с принципами Хельсинкской декларации. Все участники и родители были полностью проинформированы об исследовании и подписали формы информированного согласия. Первоначально анкета заполнялась уполномоченным врачом по каждому случаю. Исследовательская группа : эта группа состояла из 26 детей с заиканием, обследованных на основе шкалы оценки тяжести заикания, которую проводил детский и подростковый психиатр и логопед после клинических и полных лабораторных или визуализирующих исследований. Контрольная группа : эта группа состояла из 25 детей, госпитализированных для плановой детской оториноларингологической операции. Эти субъекты были сопоставимы по возрасту с пациентами. Перед операцией их посетил детский и подростковый психиатр и логопед. Мы использовали их дополнительную кровь (которая была взята для их обычных анализов крови перед их индивидуальной операцией) для серологических тестов.
Образцы крови (2 мл) были получены от всех субъектов. Титры антител к стрептококку (МЕ/мл) субъектов были сравнены и статистически проанализированы.
Результаты статистического анализа
26 случаев заикания со средним возрастом = 8,3 + 3,1 года сравнивались с 25 здоровыми контрольными лицами со средним возрастом = 9,2 + 2,9 года ( таблица 1 ). Положительные титры АСО (>200 МЕ/мл) наблюдались в 20/26 случаях и в 4/25 контрольных группах ( P меньше .0001).
Положительные титры антистрептокиназы (>332 МЕ/мл) были обнаружены в 9/26 случаях и в 2/25 контрольных группах ( P меньше .0001). Положительные титры антител к ДНКазе B (>140 МЕ/мл) наблюдались в 21/26 случаях и в 3/25 контрольных группах ( P меньше .0001; Таблица 2 ).
Выводы
Как и ожидалось, у заикающихся субъектов были обнаружены повышенные антистрептококковые антитела. Все 3 типа антител (ASOT, анти-ДНКаза B и антистрептокиназа) были значительно выше у заикающихся субъектов по сравнению с контрольной группой. Все вышеупомянутые результаты подтверждают гипотезу о том, что постинфекционный иммунный механизм к GABHS может играть роль в патогенезе заикания. Наши результаты схожи с результатами других опубликованных исследований. В исследовании Мюллера у пациентов с синдромом Туретта наблюдались более высокие уровни антистрептококков, чем у соответствующих по возрасту групп сравнения как детей, так и подростков. [8]
В литературе некоторые авторы выделяют подгруппу детей с ранним и внезапным началом обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и/или тикозных расстройств после стрептококковых инфекций [детские аутоиммунные нейропсихиатрические расстройства, связанные со стрептококковой инфекцией у маленьких детей]. [9]
Некоторые авторы выявили, что как внутривенный иммуноглобулин, так и плазмаферез были полезны для снижения тяжести нейропсихиатрических симптомов в подгруппе PANDAS. Плацебо-контролируемое исследование показало, что как внутривенный иммуноглобулин (IVIG), так и плазмаферез были полезны для снижения тяжести нейропсихиатрических симптомов в группе детей с ОКР и/или тикозными расстройствами. [10]
Также сообщалось, что профилактика антибиотиками эффективна в предотвращении персистирующих стрептококковых инфекций у маленьких детей. В дополнение к использованию противотиковых и противообсессивных препаратов, использование пенициллина во время острой фазы и для профилактики тонзиллэктомии, иммуномодулирующее лечение, такое как плазмаферез, внутривенный иммуноглобулин и т. д., все было описано как улучшающее проявления. [9] , [11] , [12]
Несмотря на широко распространенную резистентность к антибиотикам, пенициллин по-прежнему остается первым выбором для терапии и контроля GABHS. Эритромицин является лучшим вариантом лечения для пациентов, реагирующих на пенициллин. [13] ,[14]
Наше исследование подтверждает гипотезу о том, что постинфекционный иммунный механизм к стрептококковой инфекции может играть роль в патогенезе заикания. Необходимы новые исследования для определения оптимальной симптоматической, контрольной и лекарственной стратегии, такой как профилактическая тонзиллэктомия или агрессивное лечение (внутривенный иммуноглобулин, плазмаферез и т. д.).
Источники и ссылки
1. Перес Х. Р., Стокле Дж. Х. Заикание: клинические и исследовательские данные. Can Fam Physician . 2016;62(6):479-484.
2. Андерсон Дж. Д., Офое Л. К. Роль исполнительной функции в заикании, связанном с развитием. Semin Speech Lang . 2019;40(4):305-319.
3. Юнузович-Зунич Л., Синанович О., Мажич Б. Нейрогенное заикание: этиология, симптоматика и лечение. Med Arch . 2021;75(6):456-461.
4. Tuncer AM, Kunak B, Kirsaç N и др. [Частота бета-гемолитического стрептококка группы А при остром тонзиллофарингите и терапии цефадроксилом, комбинацией клавулановой кислоты и амоксициллина и эритромицином у пациентов, не поддающихся лечению прокаин-пенициллином]. Mikrobiyol Bul . 1987;21(3):172-177.
5. Куппари С., Колавита Л., Дель Джудиче М.М., Чименц Р., Сальпьетро К. Рецидивирующие респираторные инфекции между иммунитетом и атопией. Pediatr Allergy Immunol . 2020;31(suppl 24):19-21.
6. Альм П.А. Стрептококковая инфекция как основная историческая причина заикания: данные, механизмы и текущая значимость.
7. Магуайр ГА, Нгуен ДЛ, Саймонсон КК, Курц ТЛ. Фармакологическое лечение заикания и его нейрофармакологическая основа. Front Neurosci . 2020;14:158.
8. Мюллер Н., Ридель М., Штраубе А., Гюнтер В., Вильске Б. Повышение уровня антистрептококковых антител у пациентов с синдромом Туретта. Psychiatry Res . 2000;94(1):43-49.
9. Блит CC, Робертсон PW. Антистрептококковые антитела в диагностике острого и постстрептококкового заболевания: стрептокиназа против стрептолизина O и дезоксирибонуклеазы B. Патология . 2006;38(2):152-156.
10. Гарви МА, Снайдер ЛА, Лейтман СФ, Верден Р, Сведо СЭ. Лечение хореи Сиденгама внутривенным иммуноглобулином, плазмаферезом или преднизолоном. J Child Neurol . 2005;20(5):424-429.
11. Леонард Х. Л., Сведо С. Э. Детские аутоиммунные нейропсихиатрические расстройства, связанные со стрептококковой инфекцией (PANDAS). Int J Neuropsychopharmacol . 2001;4(2):191-198.
12. Мабрук А.А., Ипен В.Дж. Проблемы выявления и лечения PANDAS: серия случаев. J Trop Pediatr . 2009;55(1):46-48.
13. Брук И. Преодоление неудач пенициллина при лечении фаринго-тонзиллита, вызванного стрептококком группы А. Int J Pediatr Otorhinolaryngol . 2007;71(10):1501-1508.
14. van Driel ML, De Sutter AI, Thorning S, Christiaens T. Различные методы лечения антибиотиками фарингита, вызванного стрептококком группы А. Cochrane Database Syst Rev. 2021;3(3):CD004406.