Это было названо «Чудовищный эксперимент», поскольку некоторые из коллег Джонсона были в ужасе от того, что он будет экспериментировать на детях-сиротах, чтобы подтвердить гипотезу. Эксперимент был скрыт из-за опасений, что репутация Джонсона будет запятнана в результате по той причине, что это было похоже на эксперименты над людьми, проведенные нацистами во время Второй мировой войны. Поскольку результаты исследования никогда не публиковались ни в одном рецензируемом журнале, диссертация Тюдора является единственным официальным отчетом о деталях эксперимента. [1]
Университет Айовы публично извинился за "Чудовищный эксперимент" в 2001 году. Однако Патисия Зебровски, доцент кафедры патологии речи и аудиологии Университета Айовы, отмечает, что данные, полученные в результате эксперимента, представляют собой «крупнейший сборник научной информации» о феномене речи и заикания, и что работа Джонсона была первой, в которой обсуждалась важность мыслей, взглядов, убеждений и чувств заикающихся. [2]
«Чудовищный эксперимент»
При проведении исследования исследователи ставили перед собой четыре вопроса:- повлияет ли «снятие» ярлыка «заикающийся» с тех, на которых был нанесен такой ярлык, на беглость их речи?
- повлияет ли одобрение ярлыка «заикающийся», ранее примененного к человеку, на беглость его речи?
- повлияет ли одобрение ярлыка «нормально говорящий», ранее примененного к человеку, на его беглость речи?
- повлияет ли ярлык «заикающийся» на человека, ранее считавшегося нормальным оратором, на его беглость речи?
Исследование началось с выбора 22 испытуемых из приюта для ветеранов в Айове. Никому не сказали о цели ее исследования, и дети полагали, что привезли туда для того, чтобы пройти логопедическую терапию. Тюдор пыталась вызвать заикание у здоровых детей и посмотреть, вызовет ли изменение заикания, если говорить детям, что их речь в порядке. Среди 22 испытуемых было 10 сирот, которых воспитатели отметили как заикающихся еще до начала исследования. Тюдор и еще пять аспирантов, которые согласились выступать в качестве судей, выслушали речь каждого ребенка и оценили их по шкале от 1 (сильное заикание) до 5 (свободная речь).
Пятеро были отнесены к группе IA, экспериментальному набору, и им сказали, что с их речью все в порядке. Пятеро в группе IB, контрольной группе. Остальные 12 детей были выбраны случайным образом из популяции нормально беглых сирот. Шесть из них были отнесены к IIA. Этим детям в возрасте от 5 до 15 лет нужно было сказать, что их речь ужасна, что они начинают заикаться и что они должны немедленно исправить это. Последние шесть детей в группе IIB, примерно того же возраста, что и дети в группе IIA, были нормальными говорящими, с которыми нужно было обращаться соответствующим образом и хвалить их за хорошую дикцию.
Итак, мы имеем:
- 5 сирот с заиканием IA - им сказали, что в их речи все в порядке
- 5 сирот с заиканием IB - контрольная группа
- 6 сирот без заикания IIA - без заикания, которым внушали, что они заикаются
- 6 сирот без заикания IIB - их хвалят за хорошую дикцию
Чудовище в лице Марии Тюдор
При первом посещении Тюдор проверила IQ каждого ребенка и определила, левши они или правши. Популярная в то время теория утверждала, что заикание вызывается мозговым дисбалансом. Если, например, человек родился левшой, но пользовался правой рукой, его нервные импульсы давали осечку, влияя на речь. В итоге корреляции между лево-право-ручностью и речью у испытуемых не обнаружено.[3]Экспериментальный период длился с января до конца мая 1939 года, и фактическое вмешательство заключалось в том, что Тюдор каждые несколько недель ездила в Давенпорт из Айова-Сити и разговаривала с каждым ребенком около 45 минут. Она следовала согласованному сценарию. В своей диссертации она сообщила, что разговаривала с заикающимися подростками, которым собирались сказать, что они не заикаются. В частности, она сказала им: «Вы перерастете [заикание] и сможете говорить даже намного лучше, чем говорите сейчас.
Не заикающимся подросткам в IIA, которых должны были заклеймить заикающимися, она сказала: «Персонал пришел к выводу, что у вас большие проблемы с речью… У вас много симптомов ребенка, который заикается. начинает заикаться. Вы должны попытаться немедленно остановить себя. Используйте свою силу воли... Делайте все, чтобы не заикаться... Никогда не говорите, если вы не можете сделать это правильно. Вы видите, как [имя ребенка в учреждении, который заикался сильно заикается, не так ли? Ну, он, несомненно, начал именно так».
Результаты чудовищного эксперимента
Дети в IIA отреагировали немедленно. После второго сеанса с 5-летней девочкой Тюдор написала: «Было очень трудно заставить ее говорить, хотя месяцем ранее она говорила очень свободно». Еще одна участница группы, 9-летняя девочка, «практически отказывается говорить», — написал исследователь в своей заключительной оценке. «Большую часть времени держит руку над глазами». 15-летняя девочка, самая старшая в своей группе, стала «намного меньше говорить», — отметила Тюдор. Другой испытуемый мальчик начал в отчаянии щелкать пальцами. Его спросили, почему он так часто говорит «а». «Потому что я боюсь, что не смогу сказать следующее слово». — Почему ты щелкаешь пальцами? «Потому что я боялся, что скажу «а».Один из мальчиков стал отказываться читать в классе. Другой, одиннадцатилетний Кларенс Файфер, стал очень тревожным. «Он остановился и сказал мне, что у него будут проблемы со словами, прежде чем он их произнесет», — сообщила Тюдор. Она спросила его, как он узнал. Он сказал, что звук «не выходит. Такое ощущение, что он застрял там».
Шестая сирота, 12 лет, росла замкнутой и капризной. Во время их сеансов Тюдор спросила, знает ли ее лучшая подруга о ее «заикании», в ответ девочка пробормотала: «Нет». "Почему нет?". Девочка шаркнула ногами. «Я почти никогда не разговариваю с ней». Два года спустя она сбежала из приюта и в конце концов попала в Промышленную школу для девочек.
"Каким бы чудовищным ни был этот эксперимент для пострадавших детей, для своего времени (напомним, шел 1939 год) он дал научному сообществу очень ценную информацию о заикании. "
Последствия
Сама Мария Тюдор не осталась равнодушной. Трижды после официального завершения ее эксперимента она возвращалась в приют, чтобы добровольно оказать последующую помощь. Она сказала детям из IIA, что они, в конце концов, не заикаются. Воздействие, хотя и благонамеренное, было малоэффективным. Она написала 22 апреля 1940 года: «Я верю, что со временем они… выздоровеют, но мы, безусловно, произвели на них определенное впечатление». [4]В скором времени времени началась волна критики, обвинения в отсутствующей этики эксперимента, в причинении вреда детям. Были как защитники исследования, говорившие о ценности данных для 1939 года, так и противники, которые обвиняли исследователей в том, что серьезно навредили детям, ведь многие из них так и заикались всю жизнь. Через много лет произошел суд и денежные компенсации пострадавшим в исследовании. Перед смертью Мэри Тюдор выразила глубокое сожаление по поводу своей роли в «Чудовищном эксперименте» и заявила, что Венделл Джонсон должен был сделать больше, чтобы обратить вспять негативное влияние на речь детей-сирот.
Какой отсюда можно сделать вывод? Психика и речевая функция детей, в том числе подростков, остается лабильной, и как мы выяснили, заикание может начаться и закрепиться в том числе от убеждения в том, что ребенок заикается.
Источники материалов:
Tudor, Mary (1939). An Experimental Study of the Effect of Evaluative Labeling of Speech Fluency"Archived copy". Archived from the original on 2012-10-16. Retrieved 2012-08-23. Dyer, Jim. "Ethic and Orphans: 'The Monster Study'". Mercury News. Mercury News. Archived from the original on 27 September 2011. Retrieved 19 September 2011.
Reynolds, Gretchen (16 March 2003). "The Stuttering Doctor's 'Monster Study'". The New York Times. Retrieved 25 September 2011