Астроциты и заикание
Астроциты — звездообразные клетки головного мозга, которые могут играть важную роль в возникновении заикания, как показало исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Риверсайде, экспертом по заиканию, уже знакомым нам по интервью, доктором Магвайром (профессор, заведующий кафедрой психиатрии и неврологии в Медицинской школе UCR). С этим профессором мы познакомились еще в статье про дофаминовую теорию заикания.
«Наше исследование показывает, что лечение нейролептиком рисперидоном приводит к повышению активности полосатого тела у заикающихся. Механизм действия рисперидона при заикании, по-видимому, частично связан с повышенным метаболизмом или активностью астроцитов в полосатом теле мозга».
Полосатое тело и рисперидон
Полосатое тело является ключевой частью базальных ганглиев, группы ядер, наиболее известных тем, что осуществляют произвольные движения. Присутствуя в переднем мозге, полосатое тело содержит нейронную активность, связанную с познанием, вознаграждением и скоординированными движениями.
Заикание, темпо-ритмическое расстройство речи, возникающее в детстве и приводящее к логофобии и социофобии, связано с высоким уровнем нейромедиатора дофамина. Рисперидон (нейролептик) работает, блокируя рецепторы в мозге, на которые действует дофамин, тем самым предотвращая чрезмерную активность дофамина в определенных участках мозга.
Магуайр и Шейх Бахай нашли доказательства того, рисперидон способен снижать заикание, воздействуя на полосатое тело базальных ганглиев.
«Мы не знаем точного механизма того, как рисперидон влияет на астроциты в полосатом теле базальных ганглиев», — считает Шейх Бахаи, эксперт по астроцитам (который сам страдает от заикания). «Мы знаем, что он активирует астроциты. Затем астроциты выделяют сигнальную молекулу, которая влияет на полосатое тело, блокируя в свою очередь их дофаминовые рецепторы. В нашей будущей работе мы хотели бы найти эту сигнальную молекулу и лучше понять точную роль, которую играют астроциты при заикании. Это поможет нам разработать лекарства от заикания, нацеленные на астроциты».
Исследование
Магвайр и его команда провели рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое клиническое исследование с участием 10 взрослых пациентов, с целью изучения влияние рисперидона на метаболизм базальных ганглиев мозга. В начале исследования и после шести недель приема рисперидона (0,5–2,0 мг/день) или таблетки плацебо 10 участникам было поручено просто самостоятельное чтение вслух. Затем каждый из участников прошел позитронно-эмиссионную томографию или ПЭТ. Таким образом, пять испытуемых получали рисперидон, а остальные пять получали плацебо. Было обнаружено, что у тех, кто находился в группе лечения рисперидоном, было более высокое поглощение глюкозы, то есть более высокий метаболизм, в определенных областях мозга в соответствии со сканированием, сделанным после активного лечения.
«Естественно что при заикании потребление глюкозы низкое, характерно для многих нарушений развития нервной системы», — сказал Магуайр (который также страдает заиканием). «Но рисперидон , по-видимому, компенсирует дефицит, увеличивая метаболизм, в частности, в левом полосатом теле. Чтобы лучше понять это, необходимы дополнительные исследования. Методы нейровизуализации, которые мы использовали для визуализации изменений в мозге заикающихся, могут дать ценную информацию о патофизиологии расстройства и направлять будущие исследования.
Для Шейха Бахаи работа с профессором Магуайром — идеальное сотрудничество, чтобы пролить свет на механизм заикания. «Мы работаем над выявлением таких цепей в мозгу, которые контролируют сложное речевое поведение», — сказал профессор. «Эти открытия прольют больше света на механизм, связанный с заиканием. Речь - самое сложное человеческое поведение, если учесть, что более 100 мышц в теле должны действовать синхронно, чтобы мы могли говорить на понятных друг другу языках».
Лечение заикания у детей
Лечение заикания у взрослых